niraudit

Category:

Чего прячем? Продолжение разговора о возведении Александровской колонны

Для начала посмотрим на картину Александра Денисова «Подъем Александровской колонны». Картина выполнена художником через пять дней после установки колонны и в качестве награды Денисов получил бриллиантовый перстень.

Картина посвящена деревянному пандусу, по которому закатывали колонну, но также мы видим деревянные подмостки (платформу) высотой примерно 10 метров и момент подъема колонны. Хорошо видны разноцветные палатки и многочисленная толпа.

А где происходит основное действие – поворот кабестанов солдатами, поднимающих колонну? Для этого имеется другая известная картина, а вернее литография, раскрашенная акварелью, Бишебуа, Л. П.-А. и Байо А. Ж.-Б. - Подъем Александровской колонны.

Действие происходит там же на платформе, а вовсе не на насыпи, как нам поначалу показалось в процессе обсуждения. Солдаты и публика на заднем плане загораживают нижнюю половину окон второго этажа здания Генерального штаба, что позволяет подтвердить предположение о высоте платформы в 10 метров. Здесь уже прекрасно видны кабестаны и солдаты за работой. В правом нижнем углу виден спуск вниз и заборчик перед красной палаткой (вероятно именно в ней располагались император с императрицей). Судя по положению колонны, французские художники зафиксировали тот же момент, что и на картине Денисова. Кстати напомним, что высота основания колонны до ствола, т.е. цоколя из монолитного гранита и пьедестала (из восьми гранитных блоков, уложенных в три ряда), как раз и составляет около десяти метров. Это удобно, колонну не нужно поднимать высоко в воздух, она и так уже на платформе, чуть приподнял, поставил и дело сделано.

Где же закреплены кабестаны - в деревянном настиле платформы или в грунте Дворцовой площади? По версии историков на платформе: «Кругом центральной квадратной площадки (37Х37 м.) во всю ее высоту (10 м.) устроили широкий помост, на котором были установлены подъемные механизмы; там же находились рабочие, солдаты, приводившие в движение кабестаны, и зрители». Напомним, что общее количество кабестанов у Монферрана всего лишь 60 штук и по 16 человек на каждом. И еще полторы тысячи человек (всего 2400) разбежались по «лесам», подливали раствор, в общем, тоже нашли себе какое-то занятие. Кабестаны расположились на платформе вот так

А для чего вообще нужно было строить такую огромную платформу? Нельзя что ли на земле все сделать как нормальные люди? Ну не хватает тебе длины деревянных лесов, построил каменные, так и сделай пандус прямо к месту установки колонны, а кабестаны расположи на земле; и даже если что-то оборвется — дело поправимо. Так и сделал Доминико Фонтана при установке ватиканского обелиска, а у него кабестанов и народу было меньше.

Может быть платформа должна что-то скрыть?

Теперь перейдем к другой известной картине «Александровская колонна в лесах» Григория Гагарина от 1832-33гг.

Платформу уже разобрали и мы видим, что находилось под ней, тот самый временный кирпичный массив, который Монферран неоднократно изображает в своем альбоме. Вот, например, здесь (56-я страница его парижского альбома).

Вместо окон — проход. Кабестаны тянут постамент через стены. Нельзя сначала установить пьедестал, а потом уже строить стены для ствола колонны, ведь несколько месяцев в запасе было?

Как же взаимодействуют кирпичные и деревянные конструкции лесов?

По Монферрану это выглядит так (66-я страница альбома)

Ну, или вот так (35-я страница)

Как-то сам он слабо представляет, как им сочетаться друг с другом. Первый рисунок «более официальный», историки считают что под косые мачты был подведен фундамент. 

Теперь обратим внимание на то как выглядит каменное строение – «кирпичный массив» на картине Гагарина. Здание с толстыми стенами, стрельчатыми окнами, смешанной кладкой. Кладка мне напомнила вот эту

Много лет назад я заснял эту стену римских терм в Париже.

Характер разрушений «массива» не позволяет сделать вывод о его разборе, о котором ничтоже сумняшеся так любят говорить сторонники ОИ. Кто будет ломать каменные конструкции, если на них опираются деревянные, на которых еще работают люди? Конечно, «массив» мог начать разваливаться сам по себе, но на ветхое сооружение он никак не смахивает, а наиболее активное его разрушение могло иметь место при максимальной нагрузке на стены, т.е. при подъеме колонны или ее частей, что привело бы к полному и позорному провалу операции.

Не будем забывать, что компетентность Монферрана всегда была под большим вопросом. У него было немало косяков, например, провальная попытка подъема Царь-колокола. Напомним, как дело было:

По сигналу Монферрана были приведены в движение вороты, заскрипели от напряжения леса, завертелись блоки, натянулись как струны канаты и, наконец, верхняя часть колокола показалась из ямы. К несчастью, колокол увлек за собой часть металлической решетки, на которой до тех пор покоился.

При этом лопнули два каната, один блок сорвался и с силой ударил по лесам. Однако процесс подъема продолжался, и только после того, как лопнули еще два каната, Монферран приказал прекратить операцию.

К великому огорчению, ему пришлось вернуться в Петербург.

А если бы колонна, которая намного тяжелее колокола, рухнула на деревянную платформу, а там рядом сам православный царь-государь в одной из палаток? Вот умора бы была.

По распространенной версии историков-альтернативщиков Гагарин изобразил ремонт колонны (возможно водружение ангела) и разбор здания доромановской цивилизации.

Вот, например, как могла выглядеть конструкция до вмешательства Романовых (взято отсюда)

Однако здание непохоже ни на строительные леса, ни на руины храма, поскольку выглядит как-то убого.

Получается, что художник Гагарин взял и изобразил то, что плохо согласуется с официальной версией истории? А цензура пропустила и не перехватила?

Что мы знаем о Григории Гагарине — 1829 - вступил в Министерство иностранных дел секретарем (актуариусом) и прикомандирован к русскому посольству в Париже. 1832-1833 -перемещен в Азиатский департамент Министерства иностранных дел. 1833, апрель - пожалован в камер-юнкеры. 1834, июль, 3 - причислен к русской миссии в Константинополе. 1835, июнь, 6 -получил чин тайного советника (?). 1837, август, 3 -младший секретарь русского посла в Мюнхене. 1839 - возвращение в Россию. 1840, апрель, 3 - чиновник особых поручений при Азиатском департаменте. 1841, июль, 1 - поручик Лейб-гвардии Гусарского полка. 1842, август 15 -(нрзб.) 1850, январь, 2 - получение Св. Владимира IV степени за отличие в сражении при Кюрюк-Дере. 1858, август, 30 - генерал майор с назначением в свиту е.и.в., 1859, май, 28 - вице-президент Академии художеств. 1864, ноябрь, 4 - тайный советник и гофмейстер двора е.и.в. 1872, ноябрь, 4 - почетный член Академии художеств. 1893, январь.

С таким букетом товарищ явно, если и не стоит во главе «цеха создателей истории» (термин предложен gorojanin-iz-b), то имеет высокую степень посвящения в его дела и находится под полным его контролем. Иначе любой барчук или юный повеса знатного рода, возомнив себя гениальным художником, великим ученым или спасителем отечества в любой момент может наломать дров и спалить всю многотрудную работу «цеха».

Я бы не стал полагаться на честность или наивность Гагарина и предложил бы версию, что ни Монферран, ни Гагарин не изобразили реальной картины. Цель и того и другого запутать следы и увести в сторону.

И еще несколько слов об этой картине. Считается, что она выставлена (или хранится) в Государственном Эрмитаже, но по электронным каталогам (https://gallerix.ru/album/Hermitage-1 и http://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/explore/collections/master/e_catalog/?lng=ru) я ее не нашел. Может быть, я плохо искал? Если кто найдет, отзовитесь.

И еще один вопрос, который уже поднимался исследователями в частности здесь. А кто видит колонну на картине Гагарина? Я вижу просветы по средней линии, там, где она должна находиться. Может так Гагарин изображает налипший снег? Но самой колонны не видать.

И в заключении немного юмора после утомительного серьезного разговора. Некоторые полагают, что за лесами видны контуры гигантской статуи. Действительно есть такое ощущение. Фигура с головой, широкими плечами, слегка отведенными от корпуса руками и с сужением книзу. Что вам это напоминает? Лично мне вот это.

(При подготовке поста использовались материалы https://amsmolich.livejournal.com/194249.html и https://levhudoi.blogspot.com/2013/06/blog-post.html)

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic